Миф 1. Дети не читают

Это, пожалуй, главный миф, который Асонова опровергла на лекции. Она сказала, что дети не просто читают, а делают это гораздо больше взрослых.

Во-первых, потому что у ребёнка объективно гораздо больше свободного времени, чем у его родителей. Во-вторых, дети учатся в школе, где они постоянно сталкиваются с текстами (как минимум, чтобы выполнить задание, они должны прочитать его условие). В-третьих, если бы дети не читали, издательства бы давно закрылись или переключились на выпуск более выгодной продукции.

Лектор спросила слушателей, зачем нам нужен этот миф и получила две версии. Первая — чтобы мотивировать читать самих себя. Вторая — мы верим в этот миф, потому что считаем себя лучше детей.

Мы снисходительно говорим: «А я в твоём возрасте уже полбиблиотеки прочитал» — и тем самым самоутверждаемся за счет ребёнка.

Однако Асонова уверена, что этот миф один из самых конструктивных. Он заставляет нас, взрослых, постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь детей книгой. И, в общем-то, в этом нет ничего плохого.

Миф 2. Современной детской литературы нет

Довольно много взрослых уверены в том, что в России нет современных детских писателей, и мир по-прежнему зиждется на Чуковском, Маршаке и других классиках.

Последний раз Екатерина Асонова столкнулась с этим мифом на ММКВЯ (книжная выставка-ярмарка), когда уважаемый журналист (имя Асонова не назвала — прим. редакции), автор детской книги объявил об этом с высокой трибуны.

Откуда взялся этот миф? Дело в том, что когда человек взрослеет, он перестаёт интересоваться литературой для детей и юношества просто потому, что она больше не отвечает на его вопросы.

Тем не менее, детское книгоиздание не стоит на месте.

В России ежегодно выходит несколько тысяч книг для детей, современным писателям присуждают литературные премии. Самые крупные из них — «Книгуру», Международная премия имени В. П. Крапивина, «Новая детская книга».

Издатели следят, чтобы книги были по-настоящему актуальны для детей, отвечали их запросам: об отношениях мальчиков и девочек, о человеческом теле, об особенных детях, о смерти и о многом другом.

Миф 3. Книга учит и воспитывает

Взрослые открывают детскую книгу, и вдруг выясняется, что она не рассказывает ни про дружбу, ни про взаимовыручку, ни про любовь… Зачем же нужна такая книга? Большинство родителей уверены, что чтение — это процесс научения чему-нибудь.

Асонова отметила, что почти никто не оценивает книги с точки зрения эстетики. Иногда (но тоже редко), на них смотрят с точки зрения языка. Чуть чаще — с точки зрения оформления (иллюстраций). Но обязательный критерий при покупке книги — она должна чему-то научить.

Конечно, и советские и современные авторы писали и продолжают писать дидактические сказки. Все помнят «Волшебное слово» В. Осеевой или «Честное слово» В. Пантелеева. Сейчас популярны «Сказки для вредин» Ю. Кузнецовой, а также серия рассказов про слона в клеточку Элмера (автор —Дэвид Макки).

Но, как правило, авторы художественных произведений не задумывают книгу только, чтобы преподать урок.

Екатерина Асонова прочитала стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик» и задала слушателям вопрос: «Может ли оно чему-то научить ребёнка?». В аудитории повисла пауза…

Миф 4. Книга может навредить

Этот миф полностью вытекает из мифа №3. Если мы верим, что книга может чему-то научить, значит, она может научить плохому, ранить, может быть воспринята инструкцией к действию.

Поэтому мы, как в сказке, выстраиваем для себя запреты: если не произнесёшь сакральные слова, значит, с тобой ничего не случится. Если мы не будем читать про смерть и болезни, это никогда нас не затронет. Взрослые верят, что книга может навредить, и пытаются оградить детей от «плохих», грустных текстов.

Где-то они правы, осторожность и внимание к слову не бывают лишними. Однако в вопросах подбора книг взрослые, порой, перегибают палку.

Когда мы думаем, что ребёнок прочитает книгу о самоубийствах и самоубьётся — это странно.

Ещё более странным мне кажется мнение, что книга о проблемах современных подростков может навредить больше, чем классика. Просто мы не предъявляем претензий к «заслуженным» книгам, против них не возбуждаются дела. Но мы особенно требовательны к книгам, которые написаны про нас.

Миф 5. Чтобы ребенок полюбил чтение, родителю достаточно много читать ему вслух и самому быть книголюбом

Здесь речь пойдёт не только о семейных традициях чтения, но и способах «привить любовь к книге» в школе.

Учителя думают, что они как-нибудь извернуться, расскажут так интересно о книге, что ученики быстренько прочитают роман от корки до корки. И у некоторых учителей эта тактика срабатывает. Но, как правило, увлекательного пересказа произведения на уроке вполне хватает детям для того, чтобы написать сочинения или ответить на вопросы теста. И книгу читать не нужно…

Процесс приучения к книге — непростой. И это двойная работа родителей и учителей, которая состоит из нескольких компонентов. 

1. Дети должны видеть, что их родители любят читать сами.

2. Родители должны читать детям вслух.

3. Важно создать необходимые условия для чтения. В школе у детей должно быть специальное время для чтения (и речь не идёт о чтении учебника по цепочке). 20-30 минут в течение дня у ребёнка должна быть возможность почитать книгу, которую он принёс из дома или взял из библиотеки.

Дома у ребёнка также должно быть тихое место, где бы ему хотелось посидеть с книгой.

4. Ребёнок должен выбрать книгу сам.

Чтение невозможно без выбора. Человек читающий — человек свободный. Если тыкать его носом в «огромную домашнюю библиотеку» и никогда не предлагать ему сходить в магазин или детскую библиотеку, где он сможет выбрать детскую книгу по своим интересам, то ребёнок читать не будет.

Если он хоть немного почувствует давление принуждение, то его желание моментально пропадёт.